пятница, 9 мая 2014 г.

Вот его боевой путь... и вся жизнь

Мой дедушка - Родионов Иван Дмитриевич (1919-1992). Когда-то давно он написал по моей просьбе свою биографию, очень коротко. Недавно я нашёл её у себя в бумагах. О войне он рассказывать не любил. И, кроме того, что он написал сам, я помню разве что ещё пару историй, которые он рассказывал. Медалей не носил. Ветеранскими льготами старался не пользоваться, если только бабушка не заставляла. Вот его боевой путь... и вся жизнь.
Андрей Коровин

Родился 21 декабря 1919 года в городе Щекино, деревня Шевелёвка.
В 1936 году поступил в Тульское оружейно-техническое училище и окончил его в 1938 г. В январе 1939 г. приказом Наркома Обороны был направлен в автотранспортный полк 2-й отдельной Краснознамённой Армии. Служил там в различных частях до июня 1942 года. На Дальнем Востоке обстановка была напряжённая, т.к. Япония была в сговоре с немецким фашистским руководством, и она (и в купе с ней Турция) должна была выступить против нас с момента взятия города Сталинграда. Поэтому мы находились в сопках вблизи своей границы в состоянии повышенной боевой готовности.
Но так как положение на фронтах было очень тяжёлым, командование решило часть войск перебросить с Дальнего Востока на действующий фронт. В июне 1942 г. я в составе 250-й отдельной курсантской бригады в должности помощника начальника артиллерийского вооружения бригады прибыл на Брянский Фронт в распоряжение 38-й Армии, которой командовал генерал-лейтенант Н.Е.Чибисов. Затем наша бригада переехала южнее Задонска и севернее Воронежа. Здесь наша бригада участвовала в боях за крупный населенный пункт Ольховатка, где была значительно ослаблена в результате больших потерь до 60%. И нашу бригаду отвели на отдых и доформирование в город Петровск Саратовской области, где мы пробыли 2 месяца, т.е. до декабря 1942 г. В декабре был получен приказ о передислокации в другое место. Бригада к этому времени получила пополнение и прошла некоторую подготовку.
В конце декабря 1942 г. мы прибыли на ст. Кабаны, к Ладожскому озеру. Озеро было покрыто льдом, но ещё не окрепло. Оно постоянно обстреливалось из орудий и подвергалось бомбардировке с воздуха. В январе 1943 г. мы в составе арт. дивизиона на лыжах, под прикрытием ночи перешли озеро без потерь и прибыли на Финляндский вокзал г. Ленинграда. Как только вся бригада собралась в назначенном районе г. Колпино-южное, в 30 км от Ленинграда (сейчас это предместье Ленинграда), выдвинулись к переднему краю в районе Красного бора. Здесь бригада вела бои за ст. Поповка в составе 55-й Армии. В январе 1943 г. участвовала, совместно с другими частями, в прорыве блокады Ленинграда. После этого бригада была расформирована, и на её основе была создана 98-я стрелковая дивизия. Я был назначен пом. начальника артвооружения 376 СД, затем в этой же должности был в 72-й стр. дивизии, где принимал участие в боях за г. Выборг. Особенно кровопролитный бой был за укреп. район Картирелька (название неразборчиво). Здесь проходила линия Маннергейма. После этого были бои за Лугу, Нарву.
В июне 1944 г. я был послан в Войско Польское. В это время наша армия освободила значительную территорию Польши. Я и многие офицеры (нас было 30.000) были в Польской Армии в качестве инструкторов. Находился я там в должности начальника артиллерийского вооружения и технического снабжения 2-й инженерно-саперной бригады, где воевал до февраля 1945 г., а потом нас отозвали с фронта на разминирование г. Варшавы и других городов и районов Польши. В составе 1-й Польской Армии мы дошли до района г. Фрайндефира, Дойч.кроне.
15 марта 1945 года, при возвращении из главного штаба Войска Польского, машина с группой советских офицеров-инструкторов, начальников служб, между городами Флятов и Ястров попала под обстрел. В районе Шнайдемюль была окружена фашистская группировка из 3-х дивизий, которая стремилась прорваться и соединиться со своими войсками. Дорога проходила через лес, мы не заметили сторожевого охранения и въехали на нейтральную зону. Справа по ходу были немецкие войска, слева – наши. Поднялась сильная перестрелка, в результате чего машина типа «Студебекер» сгорела, из 12 человек, ехавших в машине, четверо было убито, четверо ранено. Я был ранен ещё в машине. После перестрелки нас эвакуировали в полевой госпиталь в г. Флятов, где я пробыл 1 месяц, после чего вернулся в Варшаву в свою часть.
Подписано на обороте:"Польша, г. Радом парк. ресторан "Lapona" Артеменко, Родионов, Бариладзе, Кузнецов, Макаров и Галин. Июль 1945 г."
В порядке замены я вернулся в Советский Союз и в Москве получил назначение в 25-ю Армию 10 мех. дивизию в Северную Корею, где пробыл ровно год и был направлен в Высшую артиллерийскую офицерскую школу в город Пенза, по окончании которой был направлен в Белорусский Военный Округ в 34-й гвардейский танко-самоходный полк 12 мех. дивизии в г. Осиповичи. Затем служил в Слуцке, Бобруйске, откуда, по моей просьбе, был уволен в запас в звании капитана технической службы. Был награждён различными медалями.
После ухода в запас работал в народном хозяйстве на строительстве большой химии на Щёкинском химическом комбинате (Тульская область), награждён медалью «За доблестный труд» в связи со 100-летием В.И.Ленина и медалью «Ветеран труда».

Комментариев нет:

Популярные сообщения